В регулировании предпринимательских судебных споров с 1 июня 2016 года произошли изменения. В соответствии с Федеральным законом № 47-ФЗ от 2 марта 2016 года до обращения в суд отправка претензии другой стороне обязательна!
Если не направить претензию, а сразу обратиться в суд, то исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения.
В этом случае истец не теряет право предъявить иск заново, но до этого все-таки придется направить претензию и выждать срок для ответа на нее.
Какой срок должен пройти между отправкой претензии и подачей иска?
Если договора нет, или в нем не оговорен срок ответа на претензию, то по закону этот срок составляет 30 дней, поэтому мы рекомендуем внести изменения в существующие договоры и учесть это при составлении новых.
Когда не требуется отправлять претензию другой стороне?
Есть случаи, когда отправка претензии до обращения в суд не обязательна:
- дела о банкротстве
- корпоративные споры
- дела об оспаривании решений третейских судов
- дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение
- споры из административных и иных публичных правоотношений (досудебный порядок нужно соблюдать, только если он специально установлен законом)
- и другие (более редкие) категории споров – см. ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ
Как видите, из правила есть исключения, и чтобы не ошибиться, рекомендуем проконсультироваться с юристом
Нужно ли отвечать на претензию, если она пришла Вам?
Поскольку претензия стала обязательной, отвечать на неё необходимо в установленный договором срок (либо в течение месяца, если договора нет).
Если этого не сделать, то суд может взыскать с Вас судебные расходы, даже если Вы выиграете дело.
Сумма судебных расходов может быть существенной, так как туда входит госпошлина, оплата услуг юриста, оплата экспертиз и др.
Наши рекомендации
- перед обращением в суд обязательно направляйте другой стороне претензию, а доказательства её отправки или вручения приложите к исковому заявлению
- укажите в договоре сокращенный срок рассмотрения претензии, чтобы ускорить досудебное урегулирование спора
- обязательно отвечайте на полученные претензии, чтобы избежать дополнительных расходов
Например: «Срок рассмотрения и ответа на претензию составляет пять рабочих дней с даты её получения»
Как правильно написать и отправить претензию прочитайте в статье «Досудебный порядок разрешения споров».